Главная страница / Новости / Общество
Истоки социального пессимизма
Оптимизм — это недостаток информации (Фаина Раневская)
Результаты последнего исследования, проведенного компанией «Большая страна», свидетельствуют о том, что в социальном самочувствии граждан в поствыборный период преобладают настроения негативных оттенков. Довольных ситуацией в стране граждан меньше, чем тех, кого текущее положение дел не устраивает (40,6% против 56,5%, см. рис. 1), кроме того, половина опрошенных (49,5%) полагает, что за последний год в стране не произошло никаких изменений. Недовольство социальными проблемами зачастую непосредственно не связано с уровнем жизни конкретного человека, скорее, можно говорить об эффекте накопления недовольства, что выражается в потере веры на улучшение ситуации в стране.
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Если говорить в целом, Вы довольны или не довольны положением дел в нашей стране?»
Наблюдающийся социальный пессимизм во многом обусловлен отсутствием позитивного образа будущего, а также четкого понимания того, какие достижения произошли в стране за последние десять лет в сфере медицины и образования, промышленности и сельского хозяйства, космонавтики и освоения Арктики. В отсутствии глобальных информационных поводов внимание избирателей направляется на локальные объекты: семью, детей, свой двор, район, на себя лично. Вместо того чтобы фиксировать успехи страны и проецировать их на будущее, люди в зависимости от уровня жизни заняты либо выживанием, либо удовлетворением собственных запросов, что приводит к росту аполитичности (что, в свою очередь, является одной из причин низкой явки на выборах в октябре 2012 г.). В сложившихся условиях у многих происходит отказ от развития, который выражается в нежелании заводить семью, детей:
У меня брат 30 лет. Он говорит: «Я не женюсь. Зачем нужно сейчас рожать детей? Я один-то не могу справиться, не могу накопить на квартиру. Зачем мне нужно еще несколько несчастных человек рядом со мной, каждый день на них смотреть?
В отсутствии перспектив развития усиливается постепенный переток граждан из группы экономически активных (группа налогоплательщиков) в группу получателей социальной помощи. Более того, часть наиболее активных граждан покидает страну, в результате чего наблюдается постепенный рост численности социальной группы при сокращении экономически активной, что постепенно увеличивает нагрузку на бюджет страны и в перспективе может привести к кризису в экономике и социальной сфере. Кроме того, происходит постепенное формирование третьей группы, которую можно условно назвать сетевой. Ее основная характеристика – развитие неформальных сетевых групп, способных нести ответственность за себя и близких, распространение различных форм взаимопомощи, дающих возможность прожить без поддержки государства.
Социальное самочувствие избирателей определяется не только объективными обстоятельствами, но и меняющимися условиями доступа к осмыслению этих обстоятельств. В первую очередь, следует говорить о распространении интернета, который предоставляет возможность ознакомиться с разными точками зрения на происходящее. Еще одним коммуникативным фактором роста недовольства является усиление митинговой активности и информация о ней на центральных каналах. Участники фокус-групп говорят о том, что для части населения митинги активизировали процесс понимания происходящего в стране.
Митинги сделали свое дело. Они и были, по всей вероятности, рассчитаны на то, чтобы смутить народ
Расширение коммуникативного поля и появление в нем «новых сигналов» ведет к развитию более критичного отношения избирателей к политическим событиям. Прошедшие выборы в Государственную Думу активизировали формирование городских слоев, занимающих активную гражданскую позицию. Однако к президентским выборам протестное движение и выражаемый им запрос на демократизацию все чаще получали в массовом сознании значение беспорядка, угрозы безопасности страны, «оранжевой» революции. Распространение подобных представлений привело к актуализации запроса на порядок и снижению накала протестного движения. В настоящее время пик протеста можно считать пройденным, что подтверждают результаты выборов октября 2012 года, однако протест не затух, а перешел в скрытую форму, и, по мнению экспертов, может вспыхнуть не только по политическим, но и по экономическим или межнациональным причинам.
Социальный пессимизм определяет растущее недоверие ко всем политическим институтам, граждане все чаще выражают недоверие представительным органам власти, политическим партиям и их лидерам. В частности «Единая Россия» в настоящее время является единственной партией, у которой уровень доверия превышает уровень недоверия. Ухудшается и отношение к лидерам партий (за исключением В. Путина).
Еще одним подтверждением недоверия является тот факт, что только четверть (27,3%) опрошенных считает, что стране нужны новые политические партии и только половина (51,3%) желает отказаться от существующей монополярной партийной системы – уже состоявшееся расширение круга политических партий, вызванное изменением избирательного законодательства, было воспринято большинством респондентов не как инструмент удовлетворения соответствующего «народного» запроса, а, скорее, как «декоративное» изменение. Вместе с тем, несмотря на недоверие политическим институтам продолжает расти запрос на новые лица, на новых лидеров, о чем свидетельствует результат М. Прохорова на президентских выборах и подтверждают данные фокус-групп, проводившихся в рамках настоящего проекта.
Негативное восприятие политических институтов приводит к росту недоверия к традиционным СМИ (телевидение, пресса). На этом фоне увеличивается популярность интернет-площадок; избиратели все чаще получают новости из сети интернет, сами формируют новости на форумах и в социальных сетях. Интернет дает пользователям ощущение аутентичности информации, позволяет сравнивать различные точки зрения. Учитывая быстрый прирост интернет-аудитории в России можно говорить о том, что если не появится дискуссионных площадок вне интернета, то через несколько лет интернет превратится в основную площадку избирательных кампаний.
Исследование выполнено в рамках гранта Института общественного проектирования, предоставленного по результатам V Открытого конкурса некоммерческих неправительственных организаций «Проблемы развития современного российского общества». При реализации проекта применялись как количественные, так и качественные методы исследования: массовый опрос 1750 респондентов, распределенных по 32 регионам России, мини фокус-группы в пяти регионах страны (по пять групп в каждом регионе), а также экспертные интервью с лидерами общественного мнения (социологами, политологами, журналистами - 20 интервью).
Комментарии:
Нет комментариев.
Добавить комментарий