Главная страница / Новости / Регионы
Пермь — лучший территориальный бренд. Что дальше?
Территориальный брендинг пришел в Россию. Появляются первые региональные и городские бренды, лучшим из которых, на данный момент является — Пермь. Вокруг Перми ведется большая полемика, само отношение к пермскому феномену крайне поляризовано. Почему Пермь, не смотря на свою неоднозначность, является лучшим территориальным брендом России?
Логотип Перми — просто, понятно, повторяемо (арт-директор и дизайнер Артемий Лебедев, 2009 г.)
В 2009 году Пермь стала первым российским городом, получившим современный логотип (красная буква «П»), разработанный Артемием Лебедевым. Бренд Перми — один из первых образцов идентичности, основанных не на архаических или фольклорных образах, а ориентированный на современность. Бренд Перми не эксплуатирует историческую «ренту», а заново формирует амбициозный и модный образ города. Впервые в России бренд территории основан на современном искусстве и дизайне, которые приобрели постоянный, а не разовый характер и получили поддержку местной власти. Айдентика Перми соответствует позиционированию города как «новой культурной столицы Европы» и проводимых в рамках данной концепции мероприятий.
Бренд Перми радикально ломает часто сумбурные представления о регионе, меняет негативные стереотипы. Бренд Перми реабилитирует и ресоциализирует некогда заурядную территорию, имевшую мало туристических, культурных и имиджевых преимуществ даже по сравнению с другими городами Урала. Из ряда других российских территориальных брендов Пермь выделяет современный проектный подход. Напомним, что до сих пор региональные коммуникации используют устарелый и крайне недружелюбный язык эмблематики и геральдики. Сравнение логотипа Перми с юбилейными эмблемами российских регионов или даже с айдентикой других территорий (например, недавно презентованный логотип Омской области) будет явно не в пользу последних.
Возьмем другой показательный пример: в 2010 году по заказу Пермского центра развития дизайна Ильей Рудерманом был разработан уникальный фирменный шрифт «Permian». В российской практике территориального брендинга подобный подход носит исключительный характер: собственного фирменного шрифта, что является стандартной практикой любой серьезной айдентики в других регионах не предусмотрено даже в концепциях! Системный подход к развитию бренда в городских коммуникациях демонстрирует и «Модельные правила по размещению и мониторингу систем визуальных коммуникаций Перми», согласно которым даже уличная плитка «брендируется» фирменной буквой «П». В настоящем брендинге мелочей — нет. Схожим образом развивается логотип в концепции бренда Праги, например, в уличных люках.
Одним из главнейших факторов успешности Перми, является интеграция бренда в реальные коммуникации и повседневную жизнь; если логотип нигде и никем не используется — он мертв. Логотип Перми единственный из территориальных брендов России получил последовательное развитие в городском пространстве, в виде установленных в разных частях города объемных букв «П», а также некоторых «стихийных» элементов городской архитектуры (как, например, фасад расположенного в центре города ТЦ «Колизей»). «Пермские ворота» Николая Полисского в виде гигантской объемной буквы «П», сложенные из бревен в районе станции «Пермь 2», реализуют проект создания новых городских достопримечательностей, которые имеют ключевое значение для бренда любого города.
Большую роль в популяризации бренда территории играют достопримечательности, ведь вопрос заключается даже не в том, есть ли они у города, а кто готов на них смотреть, интересны ли они туристам и самим горожанам, узнаваемы ли они в мире. Но если в ориентированной на «историческую ренту» модели территориального брендинга эксплуатируются уже существующие и готовые места и объекты, из которых остается выжимать последние, то в инновационном брендинге, достопримечательности создаются заново. Например, подобным образом реализуется бренд Амстердама, где нет узнаваемых и знаковых сооружений уровня Эйфелевой или Пизанской башни, которые современному Амстердаму «заменяют» гигантские логотипы I amsterdam установлены по всему городу. В мировой практике подобный подход уже давно является обычным. Возьмем хотя бы такие объекты, как скульптуру «LOVE» Роберта Индианы, установленную в разных городах мира, семиметровую металлическую подвижную скульптуру «Любовь» в грузинском курортном городе Батуми, футуристическую достопримечательность «Ящик Гумбольта» в Берлине, гигантскую скульптуру «Мэрилин навсегда» в Чикаго и мн. др...
ТЦ «Колизей», Пермь
«Пермские ворота» в районе станции «Пермь 2» (Николай Полисский)
Рекламная кампания бренда Берлина
Пермские достопримечательности созданы по схожему принципу: в разных районах города возникли инсталляции, скульптуры и арт-объекты. В центре Перми появились модернистские красные человечки, созданные Андреем Люблинским и Марией Заборовской, у Органного зала была установлена скульптура из четырех букв «LOVE», возле Горьковской библиотеки открыли новую скульптуру Жанны Кадыровой «Яблоко», рядом с «Пермскими воротами» появилась скульптура Молдакула Нарымбетова «Жук-скарабей». Надпись-стела «Счастье не за горами», на набережной Камы рядом со старым зданием старого Речного вокзала. В рамках фестиваля «Живая Пермь» на центральных улицах появились созданные Александром Жуневым таксофонные будки в форме рыбьих голов, т.н. «рыбофоны». Особый колорит и эмоциональность добавил фестиваль «Длинные истории Перми», превративший многометровые бетонные заборы в художественные произведения.
Не случайно, что насыщенная культурная жизнь способствует активизации лучших творческих сил и в самой Перми, среди которых, например, можно выделить интереснейшие проекты группы «Vitamin». Пермь — первый бренд о котором слышно, который говорит и о котором говорят. Пермь начинает быть известной за пределами области, постепенно популяризируя свой бренд. В частности большой интерес был проявлен к выставке-презентации 270 лучших дизайнерских работ, посвященных новому логотипу Перми «Я люблю П» в Таллинне.
Надпись-стела «Счастье не за горами» на набережной Камы
В 2005 году был запущен бренд «I amsterdam»; в разных местах Амстердама воздвигнуты двухметровые объемные логотипы
Говоря о проектном подходе применительно к Перми, нельзя также обойти уникальные пермские институции, такие как Музей современного искусства PERMM и Пермский центр развития дизайна (ПЦРД), руководителем которого стал известный российский дизайнер Эркен Кагаров, является единственным подобным проектом в российских регионах. ПЦРД разрабатываются стандарты и системы транспортной и городской навигации, которые у нас пребывают в хаотичном запущенном состоянии. Одним из реализуемых проектов являются дизайнерские городские остановки, которые достаточно просто, но эффективно решают проблему гуманизации и модернизации городской среды. Городское пространство меняется и улучшается, становится более продуманным, культурным, релевантным современному человеку, которому уже не все равно где жить, и конечно же более привлекательным. Речь, таким образом идет уже не только о графическом или промышленном, но и о полноценном социальном дизайне. Значение ПЦРД состоит в преодолении разрухи и деградации, в которых, будем откровенны, пребывают многие территории. В этом отношении, чрезвычайно важной представляется новая инициатива ПЦРД — проект пяти дизайнерских улиц, разработкой которых займутся известные российские дизайн студии.
Благодаря деятельности ПЦРД бренд Перми получает реальную и предметную, а не виртуальную основу и точку роста. Например, в рамках развития ресурсных территорий, которые рассматриваются как драйверы развития туризма, были разработаны образцы сувениров для 3-х территорий Пермского края: Кишертский район («Молёбка — станция НЛО»), г. Кунгур («Кунгур — чайная столица») и г. Кудымкар («Кудымкар — Тепло!»). Совокупность всех перечисленных слагаемых служат своеобразными мультипликаторами бренда Перми, который поэтому является наиболее реалистичным и эффективным.
Тротуарная плитка (Модельные правила по размещению и мониторингу систем визуальных коммуникаций для Перми)
Логотип Праги в городских коммуникациях (из презентации бренда Праги)
Нам могут возразить: дизайн — это не главное и такая точка зрения доминирует в российском маркетологическом сообществе. Безусловно, для любой территории важна хорошая и качественная инфраструктура: дороги, гостиницы, транспорт, но сегодня — это само собой разумеющиеся вещи: дороги важны, но на них никто не приедет смотреть. Пока в других регионах пишутся бесконечные концепции развития, в Перми ситуация на практике сдвигается с мертвой точки; преобразование городской среды и имиджевый прорыв происходит прямо на наших глазах. И получается, что у других городов нет ни дорог, ни современного бренда.
А что же дальше? Окажется ли пермский опыт востребованным в масштабах всей страны? Получит ли он дальнейшее развитие в самой Перми после смены власти? Прогнозы на этот счет остаются неутешительными: пермский феномен — уникальное, но пока локальное и во многом случайное событие в территориальном брендинге России, балансирующие на грани заморозки при первом возможном окончании этой знаковой культурной оттепели. И здесь уже, действительно, не помогут никакие логотипы.
Скульптура из четырех букв «LOVE» у Органного зала
Cкульптура LOVE Роберта Индианы установлена во многих городах мира
Скульптура «Яблоко» ( Жанна Кадырова)
Скульптура «Жук-скарабей» (Молдакул Нарымбетов)
Красные человечки (Андрей Люблинский и Мария Заборовская) на крыше и у входа в городскую Филармонию
Роспись забора «Через вселенную» в рамках паблик-арт фестиваля «Длинные истории Перми» (Надежда Нецветаева)
Граффити на тему хохломских узоров и пермского звериного стиля у здания Законодательного собрания Пермского края
Остановки общественного транспорта Перми
Инсталляция «Слава труду» у Музея современного искусства PERMM
Источник: http://www.prdesign.ru
Комментарии:
Нет комментариев.
Добавить комментарий